Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: =СОНАР ИК= вместо датчика Холла и коммутатора БСЗ
Автоклуб ВАЗ 2106 > Гараж или "Своими РУками" > Электрика
Denya2106
Если предположить, что =СОНАР ИК= (установленный в штатный трамблёр КСЗ вместо контактов) выполняет функции датчика Холла и коммутатора, то по идее меняем только катушку классической системы зажигания Б-117А на катушку бесконтактной системы - 27.3705, различающиеся только данными обмоток и некоторыми деталями. Вешаем два провода от трамблёра на те же места и получаем БСЗ. Будет ли работать? help.gif
Sprpddr
Я, конечно, не встречался с такими штуками, но нутро подсказывает, что развод все это. Подождём ответов мастеров.
gas-prom
Цитата(Sprpddr @ 18.1.2010, 10:32) *
Я, конечно, не встречался с такими штуками, но нутро подсказывает, что развод все это. Подождём ответов мастеров.


Это не развод, ото один из вариантов БСЗ, немного другой конструкции (вместо датчика холла оптика) не уверен насчет надежности.
Denya2106
Цитата(Sprpddr @ 18.1.2010, 13:32) *
Я, конечно, не встречался с такими штуками, но нутро подсказывает, что развод все это. Подождём ответов мастеров.

Это не развод. Инфракрасный датчик ставится элементарно. Я установил вместо контактов 9 месяцев назад, работает отменно, трамблёр не трогал с тех пор. Хочу увеличить энергию искры как в стандартной БСЗ. Хочу узнать у электронщиков будет ли работать катушка 27.3705?
Сопротивление первичной обмотки катушки зажигания Б-117 А, при температуре 20"С должно составлять 3-3,5 Ом (для катушки зажигания типа 27.3705 — 0,45-0,5Ом).
Сопротивление вторичной обмотки катушки зажигания Б-117 А при температуре 20"С должно составлять 7,4-9,2 кОм (для катушки типа 27.3705 — 5-0,5кОм).
Основные различия катушек.
Denya2106
Если прокатит-хорошая конкуренция классической БСЗ, в цене (СОНАР-около 500 р., катушка-160). Меньшая трудоёмкость при монтаже (замена контактов на СОНАР и замена катушки). При поломке обратный монтаж проще.
Вот ещё нарыл
(Катушка зажигания выполняет функцию генератора импульсов высокого напряжения. Она работает по принципу трансформатора, имеет вторичную обмотку - тонкий провод с большим количеством витков, намотанный на железный сердечник, и первичную обмотку - толстый провод с малым количеством витков, намотанный поверх вторичной обмотки. При прохождении тока по первичной обмотке катушки, в ней создается магнитное поле. При размыкании цепи первичной обмотки коммутатором магнитный поток также прекращается, в результате чего в обеих обмотках индуцируется напряжение, которое во вторичной обмотке составляет не менее 20 кВ, а в первичной не более 500 В.

Можно ли использовать для бесконтактной системы зажигания катушку от контактной системы зажигания (ВАЗ 2101 - 2107)? Можно, но высокой энергии зажигания уже не получить, т. к. у "классических" катушек сопротивление первичной обмотки составляет 3-3,5 Ом, что в 6-8 раз больше, чем у систем с высокой энергией. Поэтому запуск двигателя может оказаться невозможным, если в двигателе высокая степень сжатия, а температура воздуха пониженная и/или топливовоздушная смесь обеднённая.)
vazGT
[quote name='Denya2106' date='18.1.2010, 10:19' post='247408']
Если предположить, что =СОНАР ИК= (установленный в штатный трамблёр КСЗ вместо контактов) выполняет функции датчика Холла и коммутатора, то по идее меняем только катушку классической системы зажигания Б-117А на катушку бесконтактной системы - 27.3705, различающиеся только данными обмоток и некоторыми деталями. Вешаем два провода от трамблёра на те же места и получаем БСЗ. Будет ли работ

РЕАЛЬНОЕ приспособление (сонар ик) 2-а года без забот и без хлопот уже. СТАВЬ И НЕ ДУМАЙ мы с другом брали за 450 рэ, поверь наслово.




Denya2106 ответь
ну так ты ставил себе катушку 21.3705 или нет, если ставил то когда и как эффект? а то у меня друг тоже хотел, но побоялся.
Denya2106
Цитата(vazGT @ 18.1.2010, 17:10) *
Denya2106 ответь
ну так ты ставил себе катушку 21.3705 или нет, если ставил то когда и как эффект? а то у меня друг тоже хотел, но побоялся.

Я с катушкой Б117А гоняю. Потому и поднял тему, что хочу попробовать 27.3705. Сосед на восьмёре появится я попрошу его катушку попробовать, что бы с нуля себе брать. На другом форуме грят =ставь не парься=. Я теперь в поиске катушки.
vazGT
Цитата(Denya2106 @ 18.1.2010, 16:34) *
Цитата(vazGT @ 18.1.2010, 17:10) *
Denya2106 ответь
ну так ты ставил себе катушку 21.3705 или нет, если ставил то когда и как эффект? а то у меня друг тоже хотел, но побоялся.

Я с катушкой Б117А гоняю. Потому и поднял тему, что хочу попробовать 27.3705. Сосед на восьмёре появится я попрошу его катушку попробовать, что бы с нуля себе брать. На другом форуме грят =ставь не парься=. Я теперь в поиске катушки.


и чо на другом форуме говорят ставь, типа с 27.3705 лучше, или тошто ничего не случиться, а лучше ссылочку этого форума напиши если помнишшь.
А как сам попробуешь отпишись как ичо там, пожалусто.
Denya2106
Тут по этой темке.

http://www.semerka.info/forum/viewtopic.php?p=76224#76224
http://izh.2126.ru/forum/index.php?topic=26636.0

Попробую отпишусь. Мож прокатит, я так понял никто не пробовал и поэтому толком информации нет.
nikoSS
парни,а можете по подробней объяснить как все это переделать из обычной КСЗ?по деньгам вроде не дорого
vazGT
Цитата(nikoSS @ 18.1.2010, 21:05) *
парни,а можете по подробней объяснить как все это переделать из обычной КСЗ?по деньгам вроде не дорого


да действительно не дорого и штука оболденная стоит как я уже писал около450 рэ. как подключать там в инструкции все написано, но если вопросы возникнут обращайся помогу я уже многим ставил, делов на 30 минут если все по акурату делать. dirol.gif

Цитата(Denya2106 @ 18.1.2010, 20:10) *
Тут по этой темке.

http://www.semerka.info/forum/viewtopic.php?p=76224#76224
http://izh.2126.ru/forum/index.php?topic=26636.0

Попробую отпишусь. Мож прокатит, я так понял никто не пробовал и поэтому толком информации нет.



буду ждать с нетерпением, жесть как интересно. clapping.gif
nikoSS
Цитата(vazGT @ 18.1.2010, 21:56) *
Цитата(nikoSS @ 18.1.2010, 21:05) *
парни,а можете по подробней объяснить как все это переделать из обычной КСЗ?по деньгам вроде не дорого


да действительно не дорого и штука оболденная стоит как я уже писал около450 рэ. как подключать там в инструкции все написано, но если вопросы возникнут обращайся помогу я уже многим ставил, делов на 30 минут если все по акурату делать. dirol.gif

хорошо.в ближайшее время постораюсь приобрести....что нужно для всего этого иметь чтобы замутить такое зажигание?только =СОНАР ИК= и все?и где она продается?
vazGT
Цитата(nikoSS @ 18.1.2010, 21:59) *
Цитата(vazGT @ 18.1.2010, 21:56) *
Цитата(nikoSS @ 18.1.2010, 21:05) *
парни,а можете по подробней объяснить как все это переделать из обычной КСЗ?по деньгам вроде не дорого


да действительно не дорого и штука оболденная стоит как я уже писал около450 рэ. как подключать там в инструкции все написано, но если вопросы возникнут обращайся помогу я уже многим ставил, делов на 30 минут если все по акурату делать. dirol.gif

хорошо.в ближайшее время постораюсь приобрести....что нужно для всего этого иметь чтобы замутить такое зажигание?только =СОНАР ИК= и все?и где она продается?


по идее например у нас в любом магазине автозапчастей.
нужпо 2-е отвёртки (+ и -) устройство СОНАР ИК и всё. кстати конденсатор потом можешь совсем выкинуть, он там все равно для красоты будет.

ещё раз если будут сложности (наврятли) обращайся.

Цитата(Denya2106 @ 18.1.2010, 20:10) *
Тут по этой темке.

http://www.semerka.info/forum/viewtopic.php?p=76224#76224
http://izh.2126.ru/forum/index.php?topic=26636.0

Попробую отпишусь. Мож прокатит, я так понял никто не пробовал и поэтому толком информации нет.


а ты видал в поспорте сонара написано что именно длч наших котушек или это спецально чтоб мы не парились и не заморачивались лишний раз по этому поводу, ведь они у всех КСЗ такие
Denya2106
Цитата(vazGT @ 19.1.2010, 1:12) *
Цитата(nikoSS @ 18.1.2010, 21:59) *
Цитата(vazGT @ 18.1.2010, 21:56) *
Цитата(nikoSS @ 18.1.2010, 21:05) *
парни,а можете по подробней объяснить как все это переделать из обычной КСЗ?по деньгам вроде не дорого


да действительно не дорого и штука оболденная стоит как я уже писал около450 рэ. как подключать там в инструкции все написано, но если вопросы возникнут обращайся помогу я уже многим ставил, делов на 30 минут если все по акурату делать. dirol.gif

хорошо.в ближайшее время постораюсь приобрести....что нужно для всего этого иметь чтобы замутить такое зажигание?только =СОНАР ИК= и все?и где она продается?


по идее например у нас в любом магазине автозапчастей.
нужпо 2-е отвёртки (+ и -) устройство СОНАР ИК и всё. кстати конденсатор потом можешь совсем выкинуть, он там все равно для красоты будет.

ещё раз если будут сложности (наврятли) обращайся.

Цитата(Denya2106 @ 18.1.2010, 20:10) *
Тут по этой темке.

http://www.semerka.info/forum/viewtopic.php?p=76224#76224
http://izh.2126.ru/forum/index.php?topic=26636.0

Попробую отпишусь. Мож прокатит, я так понял никто не пробовал и поэтому толком информации нет.


а ты видал в поспорте сонара написано что именно длч наших котушек или это спецально чтоб мы не парились и не заморачивались лишний раз по этому поводу, ведь они у всех КСЗ такие

Короч всё друзья Ничего хорошего из этого не выйдет, а так всё хорошо начиналось.
Вот что я нарыл.
"контактная" бобина имеет большое (раз в 10 больше, чем у БСЗ) сопротивление. Через нее всегда течет ток, когда контакты замкнуты. Ток с момента замыкания растет пропорционально времени. Если ток достигает величины насыщения, то он ограничевается омическим сопротивлением бобины. В БСЗ ток управляется коммутатором. Иначе он может достичь величин в 10 раз больших, которых не вынесет и сгорит.
Сонар-ИК, если я правильно понимаю, иммитирует контакты транзисторным ключем. Т.е. вместо контактов - замыкает ключ, причем время замкнутого состояния ключа и ток не ограничены. Вряд ли ключ большому току обрадуется...

<КЛАЦ>

Извините что не оправдал наших ожиданий. Тема перетёрта ещё в 2004-м, тока информации почемуто в нете мало. umnik2.gif
vazGT
Не больно уж и хотелось. У сонара хоть и не 500В а 400В и комутатор там встроеный тоже есть который управляет током.Так чо не партесы сонаристы СОНАР это вещь хорошая и сколько я их ставил ещё не 1-н не полетел.
MOTOR
у меня СОНАР уже 5й год и не каких пробле просто один раз не мог завести , проводок сгнил))) как один раз выставили зажигание так больше его и не трогали) катушка до сех пор обычная стоит ))
только один минус при слабом аккумуляторе хреновато заводится а с толкочас только дерг и сразу схватила )
cjlaBor
Цитата
Короч всё друзья Ничего хорошего из этого не выйдет, а так всё хорошо начиналось.
Вот что я нарыл.
"контактная" бобина имеет большое (раз в 10 больше, чем у БСЗ) сопротивление. Через нее всегда течет ток, когда контакты замкнуты. Ток с момента замыкания растет пропорционально времени. Если ток достигает величины насыщения, то он ограничевается омическим сопротивлением бобины. В БСЗ ток управляется коммутатором. Иначе он может достичь величин в 10 раз больших, которых не вынесет и сгорит.
Сонар-ИК, если я правильно понимаю, иммитирует контакты транзисторным ключем. Т.е. вместо контактов - замыкает ключ, причем время замкнутого состояния ключа и ток не ограничены. Вряд ли ключ большому току обрадуется...

<КЛАЦ>

Извините что не оправдал наших ожиданий. Тема перетёрта ещё в 2004-м, тока информации почемуто в нете мало. umnik2.gif



Схема с сонариком и катушкой 27.3705 будет работать если на катушку надеть вариатор-от катушку б115 между проводом и контактом +б.В бсз комутаторы понижают напряжение до 7в,по этому и ток на входе меньше 10 амперр,на классике 12 вольт подается на катушку потому,что у нее сопротивление первичной обмотки больше =3.5Ом,а у катушки 27.3705 0.5Ом.резистор на малых оборотах имеет максимальное сопротивление,а при росте оборотов снижает.
Я так сделал и у меня все работает.
fox-papashka
Хочу поделиться. Увидел СОНАР у знакомого и решил поставить себе. Не менял ничего,только убрал конденсатор. Стоитуже два года - проблем нет. Этой зимой, при морозах до -40, с заводкой проблем не было.
Route_66
Лично не юзал, но исходя из вышеизложенного (сугубо ИМХО):
1. Увеличения энергии искры, по сравнению со штатной КСЗ, не будет: катушка та же (Б-117А), а падение напряжения на транзисторном ключе, все же, больше, чем на замкнутых контактах. Косвенно это подтверждается наличием проблем с запуском при слабом аккумуляторе.
2. Несомненный плюс - стабильность: нет механического трения и износа, а также подгорания контактов - следовательно, выставленный момент зажигания никуда не "уплывает".
3. Надежность, судя по отзывам уважаемых членов клуба, на должном уровне. В том числе и долговременная.
4. Катушку от БСЗ цеплять бессмысленно: выходной транзисторный ключ "Сонара" явно не рассчитан на такие токи (те, что измеряются амперами, просьба не путать с напряжением!) и выгорит нафиг за доли секунды. Рацпредложения по включению последовательно с катушкой вариатора считаю рискованными, т.к. все равно коммутатор, по сравнению со штатным режимом, перегружен по току (и по теплу!), и может сгореть в любой, самый неподходящий момент.
Смирноff
Цитата(fox-papashka @ 10.10.2010, 17:55) *
Хочу поделиться. Увидел СОНАР у знакомого и решил поставить себе. Не менял ничего,только убрал конденсатор. Стоитуже два года - проблем нет. Этой зимой, при морозах до -40, с заводкой проблем не было.

Ставил себе такой 2 года назад.Выставил зажигание движок работает гуд,но... как только температура достигает 90гр обороты двигателя начинают жить своей жизнью от 200-3000.Глушим.Пробую заводить,движок не подаёт признаков жизни.Снимаю крышку трамблёра-горит красный светодиод.Снова выставляю зазор,завожу,двиг работает ровно,но...как только 90 и всё по новой,и так целый день.Снял я его и отвёз обратно в магазин,добавил денежек и купил комплект БСЗ очём ни разу не пожалел!Вот тебе и СОНАРик.
tundra
Посмотрел свеженькая тема и решил вставить свои 5коп. Установка заняла 15-20мин. После установки был доволен как слон - не пригорают контакты и т.п. Простояла такая штука на авто 1-1,5года. Но машина потихоньку начала хиреть (всмысле тяги). Вставил обратно контакты "проснулась". Пошел на авторынок купил всю бесконтактную систему (трамблер, коммутатор, катушку и ЭППХ для карбюратора 2108). Года 3 езжу и забыл, что такое проблемы с искрой. Прошу обратить внимание на контакты разьема входящего в коммутатор, со временем могут окисляться и машинка может глохнуть на ходу, а потом снова ехать как ни в чем не бывало, поэтому заранее, лучше сразу, приймите меры (из опыта других - это болячка). Рекомендую как достойную замену контактной системе, ну а для "гурманов" порекомендовал бы что-то типа "Январь-5" и т.п. с датчиком положения коленвала, 2 катушками, отсутствием бегунка - ну а в итоге из-за большего к-ва электроники по-видимому меньшей надежностью ? (меня это не пугает - я за прогресс - ивные технологии). У самого руки пока не доходят, но у кого есть опыт с удовольствием обращусь за тех поддержкой.
vovanrodnik
Цитата(fox-papashka @ 10.10.2010, 16:55) *
Хочу поделиться. Увидел СОНАР у знакомого и решил поставить себе. Не менял ничего,только убрал конденсатор. Стоитуже два года - проблем нет. Этой зимой, при морозах до -40, с заводкой проблем не было.


по поводу сонара. запарился с контактами . купил сонар, выкинул конденсатор и ездил год не зная проблем. но не тут то было они начались! стали закапчиваться свечи на 3 и 4 целиндрах. делал все что мне пришло в голову. поменял крышку трамплера, бронепровода, свечи 4 комплкта, менял местами свечи с 1и2 целиндров на 3и4 одна байда свечи строго на 3 и 4 целиндрах закапчиваются соответственно перестают нормально работать начинает машина "троить". хотел уже сальники клапанов менять но меня осенила мысль "не ужели это "супер" СОНАР"? убираю его ставлю обычные контакты, конденсатор не меняя закапченные свечи и "поехали". и куда подевалась болячка моей машинки? после прогрева свечи очистились и машина заработала как часы! вот вам и "хваленный" СОНАР! вдруг встретится у кого такая болячка!удачи вам в ремонте!
bylavert
Вся беда Сонара в том, что со временем оптический элемент садиться. Инфракрасный излучатель начинает слабее излучать свет, а фототранзистор теряет чувствительность. Плюс к этому потери в контактах. Вот и получаем что со временем начинаются перебои в искрообразовании. БСЗ на несколько голов лучше. Не парьтесь попусту.
Shaggy78
А что если к СОНАРику прикрутить электронный коммутатор типа 761.3734 (имеется в наличии) или аналогичный ему?
Подскажите еще пожалуйста, выставляется ли на СОНАРике УЗСК? померил, получилось 65 градусов.
kolobis
Именно УЗСК нужно выставить правильно, а то транзистор от перегрева накроется.
Дмитрий Ч.
Установил "Сонара" месяц назад - полет нормальный. В одной ветке писали, что он боится перегрева свыше 90 гр.С., ничего подобного, нагревал машину до 95-ти градусов, причем на очень дальней поездке (т.е. 5-ть часов пути, при температуре воздуха около + 40 гр.). Загадил в поездке карб плохим бензином, пробило одну свечу (на 4-ом целиндре), заменил свечу на месте и снова 5-ть часов по горам и жаре - доехал без проблем. На утро начала троить - причину никак не мог обнаружить (троила только на холодном двигле), заменил все свечи - результат нулевой. Подумал, что "Сонар", снял его и опять троит. Позднее понял что снова загажен карб. Почистил, снова установил "Сонара", заправил норм бенз и до сих пор никаких проблем.
Ах, да, вчера купил новый аккумулятор, старый и двух лет не отработал, но тут не в "Сонаре" дело, а в производителе (аккумулятор "Старт", Казахстанского производства), поставил "АкТех" Иркутский.
Так что машинка может хиреть и не только от "Сонара", а например от его настройки или износа например самого трамблера, или еще из за чего.
Электроникой я увлекаюсь с детства, и что-бы полупроводниковые приборы теряли чувствительность или яркость свечения (особенно в ИК диапазоне) за такое короткое время (1, 1.5 года) не слышал.
Короче - "СОНАР-ИК" - неплохая (особенно в финансовой области) альтернатива БСЗ.

PS. Кстати, перевести некоторые из жигулей на БСЗ очень даже не просто, особенно с таким движком как у меня (21011).
Денис Закиров
привет всем хочу узнать какие свечи ставили с сонарИКом?
ant-bear
Начались периодически проявляющиеся провалы на оборотах в зажигании. РАссмотрев контакты убедился, что меньше, чем за год они умерли окончательно и бесповоротно.
Решил не мучаться, нашел в городе сонарик, последний в магазине за 570р, сказали, что давно уже не возят.
В общем не смотря на жуткую головную боль решил его ставить (в чем себя материл...), лазил по темноте с фонариком в дурацкую погоду. НО ни разу не пожалел. Выставил зажигание, машина держит холостые на газу начиная с 45-50 градусов (ранее не мог добиться этого даже от нового газового редуктора), разгон и динамика немного улучшились (нет супер-пупер изменений), нет провалов при наборе скорости, рускручивал двиг до 5000 об/мин, также все отлично. В общем пока доволен, но прошло лишь два дня. Поживем-увидим.

Кстати конденсатор снимать не стал, все-тика его снимать не обязательно, а при этом сократится время монтажа контактов в срочных обстоятельствах.

Свечи стоят под газ с тонким электродом BRISK №4, причем они были для зубил карбюраторных, зазор выставил на 0,6. Свечи обычные быстро померали на газу, в магазине такие посоветовали.
серго
я так понял из статей о СОНАР ИК, это достойная и бюджетная замена БСЗ или это все фуфель и лучше за 1900 взять комплект БСЗ???а то давно хочу зажигание доработать , но конечно МПСЗ отпадает дорого, долго делать и сам врят ли сразу правильно все сделаю
ant-bear
Цитата(серго @ 28.10.2011, 16:56) *
я так понял из статей о СОНАР ИК, это достойная и бюджетная замена БСЗ или это все фуфель и лучше за 1900 взять комплект БСЗ???а то давно хочу зажигание доработать , но конечно МПСЗ отпадает дорого, долго делать и сам врят ли сразу правильно все сделаю

Ну усиления искры нет в отличии от БСЗ, зато легкость монтажа и минимум переделок(их фактически нет) дают возможность быстрого монтажа контактов в случае чего.
Преимущества перед контактной - четкость регулировки (угол не уходит), отсутствие искрения, четкость срабатывания, ну и главное - поставил и забыл (надеюсь, сам недавно поставил).

На счет БСЗ, много тут людей молятся на нее, но есть опыт знакомого, который говорит что стабильная, хорошая система, но один хрен каких-либо добавок в динамике нет. Точнее они есть, если у вас контактная изначально не настроена была или неисправна и тут вы поставили исправную БСЗ, конечно же некогда старая шестерочка покажется вам шохолетом.

На счет усиления искры - стоит ли она 2500??? У меня с исправными контактами машина и заводилась и ездила хорошо. Лучше масло хорошее в двиг и трансмиссию лить, и жизнь машинки продлит и душа спокойна будет, и в морозы не будешь париться, что у тебя ее кто-то за хвост держит, да и бенз сэкономит.

Вообще, если бы КСЗ глючить не начало, то ничего бы не менял. Для меня это просто вариант отбрасывания мучений с контактами и экономия моего времени, нервов итд Да и не даром говорят, зачем менять то, что отлично работает.
muha2
Я ЗА СОНАР СТОИТ ГОД ПРОБЕГ 70000 ПРОБЛЕМ НЕ ВИДЕЛ
Сержик
Лучше поставить БСЗ и тешить себя экономией. Хотя каждому - своё...
>BOSYAK<
Цитата(muha2 @ 10.7.2012, 22:31) *
Я ЗА СОНАР СТОИТ ГОД ПРОБЕГ 70000 ПРОБЛЕМ НЕ ВИДЕЛ



Если бы сонар был лучше бсз, тогда его бы и ставили с завода, почемуто я так думаю. и когда я себе бсз ставил мастер сказал, что можно сонар, но надежнее бсз
muha2
Цитата(>BOSYAK< @ 11.7.2012, 10:32) *
Цитата(muha2 @ 10.7.2012, 22:31) *
Я ЗА СОНАР СТОИТ ГОД ПРОБЕГ 70000 ПРОБЛЕМ НЕ ВИДЕЛ



Если бы сонар был лучше бсз, тогда его бы и ставили с завода, почемуто я так думаю. и когда я себе бсз ставил мастер сказал, что можно сонар, но надежнее бсз

НУ КОМУ КАК ТЕБЕ БСЖ НРАВИТСЯ ЗА 2000 Р,А ПО МНЕ И СОНАР НЕ ПЛОХ ЗА 450 Р КАЖДОМУ СВОЁ Я НЕ СОВЕТУЮ,А ПРОСТО ВЫСКАЗАЛ ПРО ТО ЧТО У МЕНЯ СТОИТ!!!!
Rio
У меня тоже Сонар стоит,пока радуюсь.Проще он в установке,с собой только контакты на всякий пожарный вожу.
walkman123
А какие свечи ставить под сонар?
Роман Кировоград


поставить что ли?

в продаже хоть есть это...
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
IPB NULL RU