|
|
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
21.9.2009, 17:10
Сообщение
#1
|
|
|
Отъявленный ЖигулистЪ Группа: Жигулисты Имя: Олег Сообщений: 8644 Регистрация: 21.7.2009 Из: Украина, Киев Пользователь №: 16738 Машина:ВАЗ-2106 Цвет:Желтый Год Выпуска: 1981 Спасибо сказали: 1819 раз |
Тем, у кого вышел из строя биметаллический датчик включения вентилятора системы охлаждения, и кто не боится паяльника, рекомендую простенькую электронную схему. В отличие от широко известного решения с ручным включением вентилятора кнопкой из салона, она полноценно замещает сдохший датчик, при этом информация о температуре берется с датчика на блоке цилиндров. Себе такую приблуду сваял еще в 1990-м, и с тех пор она пока не напомнила о себе ничем плохим.
thermo.jpg ( 88.88 килобайт )
Кол-во скачиваний: 1440Подстроечный резистор R2 ставим многооборотный: лучше всего старый, добрый СП5-2 или СП5-3. Иначе при регулировке будет очень трудно ловить порог, да и стабильность тоже получится не ахти. Компаратор 521СА3 (LM111/211/311) в корпусе TO-5 на сегодня найти проблематично, но при большом желании возможно. "Попсовый" аналог К554СА3 в корпусе DIP-14 не советовал бы: места на плате занимает много, да и уж больно похабно пластмасса, особенно совковая, себя ведет в подкапотных условиях (вибрация, влажность, термоциклы). В долговременной перспективе может весьма неприятно икнуться. В крайнем случае ставим LM393 (подключаем одну половинку), с учетом разницы в цоколевке. Транзистор VT1 тоже лучше в металле - что-то типа 2Т630 (КТ630), 2Т831 с любой буквой. В крайнем случае - КТ815, КТ817 и их производные (замечания по долговременной надежности те же). Диод VD1 - Д226, Д237 с любой буквой; попсовая замена - 1N4007. Для размещения девайса покупаем реле сигналов РС528. Содержимое выкидываем, внутрь устанавливаем плату со схемой. Текстолитовую крышку реле с выводами не выбрасываем, а лепим нашу плату поверх нее вторым этажом!
01.jpg ( 42.68 килобайт )
Кол-во скачиваний: 707
02.jpg ( 89.31 килобайт )
Кол-во скачиваний: 468Смонтированная приблуда крепится рядом с настоящим реле сигналов, на его же шпильке (под кронштейном бачка омывателя ветрового стекла).
03.jpg ( 88.83 килобайт )
Кол-во скачиваний: 458
04.jpg ( 87.06 килобайт )
Кол-во скачиваний: 547Подключаем провода, согласно схеме. Заводим и прогреваем двигатель. Если все исправно, то крутим R2, пока вентилятор не начнет включаться при 92 °C (порог выключения при этом автоматически будет на 5 °C ниже). Если разница между порогами включения и выключения (гистерезис) почему-либо не устраивает, корректируем R5. При уменьшении R5 гистерезис увеличивается, и наоборот. Фиксируем R2 каплей нитрокраски или клея. Собранную и отрегулированную плату настоятельно рекомендую покрыть лаком. P.S. Сорри, други мои! За давностью лет чуть было не запамятовал: все же 19 годков прошло Во избежание разбалансировки измерительного моста, вызываемой включением различных потребителей, обе ветви моста должны получать питание из одной точки. Поэтому "+" питания схемы лучше брать НЕ с клеммы "85" реле вентилятора РС527 (как показано на схеме вверху), а вот ОТСЮДА:
thermo_1.jpg ( 77.59 килобайт )
Кол-во скачиваний: 637Наша ласточка Сообщение отредактировал Route_66 - 24.9.2009, 0:50 |
|
|
|
![]() |
24.10.2016, 3:16
Сообщение
#2
|
|
|
Отъявленный ЖигулистЪ Группа: Жигулисты Имя: Олег Сообщений: 8644 Регистрация: 21.7.2009 Из: Украина, Киев Пользователь №: 16738 Машина:ВАЗ-2106 Цвет:Желтый Год Выпуска: 1981 Спасибо сказали: 1819 раз |
Route_66. Вас товарищ, за такие схемы на кол сажать нужно!! Разобрал я ее нафиг!! И собрал по другой схеме. Чето мне подсказывает, товарищ инженер, что у компаратора не 12 вольт питание, которое Вы так похабно кинули без единого фильтра. А ведь в жигулях помех - полно, какая гарантия, что он будет адекватно работать?? Да он и не работает.... собрал по другой схеме - заработало более-менее. настроить еще нужно.. Ну вот по человечески спрашиваю: ЗАЧЕМ БЫЛО ТАКУЮ ЗАПОДЛЯНКУ ДЕЛАТЬ???? Кому интересно, вот схема которая у меня заработала. Обратите внимание, что питание компаратора здесь идет через "кренку" и фильтров побольше будет. Вместо КТ815 подходит КТ630А Ну, а на что же тогда полагается сажать за оскорбление оппонента? Тем более - за оскорбление необоснованное? (господа гусары, попрошу пока что воздержаться от высказывания вслух напрашивающихся вариантов) А по существу вопроса - странно. На чем же я тогда езжу з 1990-го года, если эта схема якобы "не может работать в принципе"? Если бы товарищ любитель шансона взглянул на сабжевую схему повнимательнее, а также потрудился бы чуть глубже изучить матчасть, то он с удивлением обнаружил бы, что делитель напряжения R1R2R3, совместно с сопротивлениями обмоток указателя температуры охлаждающей жидкости, а также датчиком температуры ТМ-106, образует классический измерительный мост, в диагональ которого включены входы компаратора DA1 (кстати: а Вы в процессе попыток запуска моей, якобы нерабочей, схемы хотя бы напряжения на этих входах меряли? И сколько там получилось, на каждом?). И главным достоинством данной мостовой схемы как раз и является именно то, что порог ее переключения, равно как и величина гистерезиса, определяется исключительно соотношением сопротивлений плеч моста, и никоим образом вообще не зависит от напряжения питания (!) Что касается КРЕНки по питанию компаратора - хуже она не сделает, но ИМХО, ничего по существу и не даст. Бортсеть "Жигулей", безусловно, не совсем торт. Однако же сложно вообразить себе ситуацию, при которой напряжение в ней способно выйти за пределы 4,5...33 В (а именно в этих пределах, согласно ТУ, и гарантируется работоспособность компаратора К521СА3). А если вдруг все-таки выйдет - то там уже не вентилятор, а систему пожаротушения включать придется. При напряжении же питания в указанных пределах, те же технические условия на сабжевый компаратор гарантируют подавление помех по питанию не менее, чем на 80 дБ (т.е. в 10000 раз!) без применения каких-либо дополнительных фильтров и стабилизаторов. На аналогичную величину ослабляются и синфазные помехи по входу. Вероятно, моему уважаемому оппоненту не доводилось видеть, каким дерьмом подчас питают такие компараторы в различного рода промышленной аппаратуре. И ничего - работают, и заданную точность при этом вполне обеспечивают. При условии грамотного проектирования схемы. Фильтры во входных цепях - да, кашу маслом не испортишь. Только вспомним, что данная схема появилась на свет в 1990-м году. И теперешних высоконадежных "электролитов" в то время еще попросту не было. А те, которые были... В общем, не верилось мне в их долговременную надежность при жизни под капотом. Поэтому и пошел я по принципиально иному пути, а именно: сделать схему практически невосприимчивой как к среднему значению напряжения питания, так и к его кратковременным скачкам. Как показала последующая 25-летняя эксплуатация, это удалось чуть более, чем вполне. Критически важно только, чтобы "плюс" на делитель R1R2R3 поступал с той же точки, что и на "плюс" указателя температуры УК-193. Иначе действительно возможны ложные срабатывания, обусловленные разбалансом моста, вызванным локальными "просадками" напряжения при включении и выключении потребителей, питающихся по разным проводам и через разные предохранители. Конечно, абсолютный идеал на практике недостижим, и вблизи порога переключения "спусковым крючком" для включения или выключения вентилятора может стать, например, включение указателя поворота. На точность работы схемы это не влияет (вентилятор и так включился бы или выключился через пару секунд). Но если этот факт вас вдруг сильно напрягает - что ж, повесьте пару конденсаторов, куда сочтете необходимым. Один из них, например, на подвижный контакт R2, что ли. Другие варианты можете определить экспериментально. Я такой потребности за 25 лет не ощутил, все вполне нормально работает и так. В конце концов, не нравится эта схема - есть много других. Я не навязываюсь. Но устраивать в подобных выражениях полив фекальной субстанцией и грозиться куда-то там посадить автора - это уже явный перебор. Сообщение отредактировал Route_66 - 24.10.2016, 3:31 |
|
|
|
Route_66 Электронный выключатель вентилятора 21.9.2009, 17:10
NIKuS имхо задумка неплохая :)))
но... на скорости в 10... 21.9.2009, 17:31
Route_66 Цитата(NIKuS @ 21.9.2009, 17:31) имхо зад... 21.9.2009, 17:44
Павлуха Напряжение питание схемы нестабилизированное,не из... 21.9.2009, 18:20
Route_66 Цитата(Павлуха @ 21.9.2009, 18:20) Напряж... 21.9.2009, 18:56
Павлуха Цитата(Route_66 @ 21.9.2009, 19:42) Я под... 21.9.2009, 18:56
Route_66 Цитата(Павлуха @ 21.9.2009, 18:56) А у ко... 21.9.2009, 19:32
Господин поручик Ребята...зрите в корень. Что нам предлагается? Вме... 21.9.2009, 18:23
varvar-s Цитата(Господин поручик @ 21.9.2009, 19:2... 21.9.2009, 19:52
Господин поручик Это опять я... Я рад за автора, что у него все р... 21.9.2009, 21:18
Route_66 Цитата(Господин поручик @ 21.9.2009, 20:1... 22.9.2009, 0:45
varvar-s Цитата(Господин поручик @ 21.9.2009, 22:1... 22.9.2009, 20:25
Павлуха Цитата(varvar-s @ 22.9.2009, 21:25) ... 22.9.2009, 21:02

Route_66 Цитата(Павлуха @ 22.9.2009, 20:02) Цитата... 23.9.2009, 11:45
Господин поручик Цитата(varvar-s @ 22.9.2009, 21:25) ... 22.9.2009, 22:26
Господин поручик Техзадание можно составить коллективным разумом. Д... 22.9.2009, 11:56
Route_66 Цитата(Господин поручик @ 22.9.2009, 11:5... 22.9.2009, 12:08
Route_66 Цитата(Господин поручик @ 22.9.2009, 10:5... 23.9.2009, 14:26
БлижнийСвет 1. Применяется на автомобилях 2108 и выше. На терм... 30.10.2009, 17:58
COPK везет Вам,у меня проблема работает двигатель венти... 1.8.2010, 16:33
Warrior Цитата(COPK @ 1.8.2010, 20:33) везет Вам,... 1.8.2010, 17:08
vasenik Цитата(COPK @ 1.8.2010, 15:33) везет Вам,... 4.8.2010, 12:44
Сергей-43 Цитата(COPK @ 1.8.2010, 17:33) везет Вам,... 4.8.2010, 17:04
ROMAN KIROVOGRAD Да, загадка, бывает же...
Ставь на помпу крыльча... 1.8.2010, 18:41
COPK Цитата(ROMAN KIROVOGRAD @ 2.8.2010, 0:41)... 2.8.2010, 3:27
TheDrDisel Идея с датчиком интересная, но самому мне такой сп... 3.8.2010, 13:06
kantengri собрал схему на плате, подключил вместо штатного ... 22.8.2010, 19:11
Павлуха Цитата(kantengri @ 22.8.2010, 20:11) собр... 22.8.2010, 19:20

kantengri Цитата(Павлуха @ 22.8.2010, 19:20) Цитата... 23.8.2010, 7:40
AVL Цитата(kantengri @ 22.8.2010, 23:11) Из н... 27.9.2010, 7:06
eleg я себе еще лет десять назад начал делать с шимом ... 13.11.2010, 0:18
nik57rus Спасибо автору большое за схему, собрал работает, ... 27.4.2011, 18:28
KRANLOD
[/quote]
А это что там на кронштейне бачка омыва... 26.6.2011, 23:42
romashanson Route_66.
Вас товарищ, за такие схемы на кол сажа... 1.12.2011, 21:01
sergadsl Чето все так сложно
У меня копеечный радиатор дума... 1.12.2011, 21:36
Ludvig на картинке схема не может работать. если левые пл... 1.12.2011, 21:58
romashanson Вот и у меня он не включился, при том что датчик с... 1.12.2011, 22:06
sergadsl Цитата(romashanson @ 1.12.2011, 21:06) Во... 1.12.2011, 22:11
romashanson Цитата(sergadsl @ 1.12.2011, 22:11) Цитат... 1.12.2011, 22:34
шеха Я себе замутил схему с первой страницы.Подключил з... 13.4.2016, 22:29
Route_66 Цитата(KRANLOD @ 27.6.2011, 0:42)
А эт... 24.10.2016, 2:10
ExL У меня КТСЗ по гораздо более простой схеме, на лог... 24.10.2016, 9:20
ИванычЪ Не понял , каким боком дискуссия на системы зажига... 24.10.2016, 9:46
Route_66 Спросил человек, чего там стоИт, судя по увиденном... 24.10.2016, 9:59
ИванычЪ Цитата(Route_66 @ 24.10.2016, 9:59) Спрос... 24.10.2016, 12:04
Route_66 Бывает. Я тогда немного занят был, не заметил )))
... 24.10.2016, 14:19![]() ![]() |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
|
Текстовая версия | Сейчас: 23.11.2025, 6:19 |