Электронный выключатель вентилятора, У кого накрылся датчик ТМ-108 |
|
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Электронный выключатель вентилятора, У кого накрылся датчик ТМ-108 |
21.9.2009, 17:10
Сообщение
#1
|
|
Отъявленный ЖигулистЪ Группа: Жигулисты Имя: Олег Сообщений: 8644 Регистрация: 21.7.2009 Из: Украина, Киев Пользователь №: 16738 Машина:ВАЗ-2106 Цвет:Желтый Год Выпуска: 1981 Спасибо сказали: 1819 раз |
Тем, у кого вышел из строя биметаллический датчик включения вентилятора системы охлаждения, и кто не боится паяльника, рекомендую простенькую электронную схему. В отличие от широко известного решения с ручным включением вентилятора кнопкой из салона, она полноценно замещает сдохший датчик, при этом информация о температуре берется с датчика на блоке цилиндров. Себе такую приблуду сваял еще в 1990-м, и с тех пор она пока не напомнила о себе ничем плохим.
thermo.jpg ( 88.88 килобайт ) Кол-во скачиваний: 1440 Подстроечный резистор R2 ставим многооборотный: лучше всего старый, добрый СП5-2 или СП5-3. Иначе при регулировке будет очень трудно ловить порог, да и стабильность тоже получится не ахти. Компаратор 521СА3 (LM111/211/311) в корпусе TO-5 на сегодня найти проблематично, но при большом желании возможно. "Попсовый" аналог К554СА3 в корпусе DIP-14 не советовал бы: места на плате занимает много, да и уж больно похабно пластмасса, особенно совковая, себя ведет в подкапотных условиях (вибрация, влажность, термоциклы). В долговременной перспективе может весьма неприятно икнуться. В крайнем случае ставим LM393 (подключаем одну половинку), с учетом разницы в цоколевке. Транзистор VT1 тоже лучше в металле - что-то типа 2Т630 (КТ630), 2Т831 с любой буквой. В крайнем случае - КТ815, КТ817 и их производные (замечания по долговременной надежности те же). Диод VD1 - Д226, Д237 с любой буквой; попсовая замена - 1N4007. Для размещения девайса покупаем реле сигналов РС528. Содержимое выкидываем, внутрь устанавливаем плату со схемой. Текстолитовую крышку реле с выводами не выбрасываем, а лепим нашу плату поверх нее вторым этажом! 01.jpg ( 42.68 килобайт ) Кол-во скачиваний: 707 02.jpg ( 89.31 килобайт ) Кол-во скачиваний: 468 Смонтированная приблуда крепится рядом с настоящим реле сигналов, на его же шпильке (под кронштейном бачка омывателя ветрового стекла). 03.jpg ( 88.83 килобайт ) Кол-во скачиваний: 458 04.jpg ( 87.06 килобайт ) Кол-во скачиваний: 547 Подключаем провода, согласно схеме. Заводим и прогреваем двигатель. Если все исправно, то крутим R2, пока вентилятор не начнет включаться при 92 °C (порог выключения при этом автоматически будет на 5 °C ниже). Если разница между порогами включения и выключения (гистерезис) почему-либо не устраивает, корректируем R5. При уменьшении R5 гистерезис увеличивается, и наоборот. Фиксируем R2 каплей нитрокраски или клея. Собранную и отрегулированную плату настоятельно рекомендую покрыть лаком. P.S. Сорри, други мои! За давностью лет чуть было не запамятовал: все же 19 годков прошло . Во избежание разбалансировки измерительного моста, вызываемой включением различных потребителей, обе ветви моста должны получать питание из одной точки. Поэтому "+" питания схемы лучше брать НЕ с клеммы "85" реле вентилятора РС527 (как показано на схеме вверху), а вот ОТСЮДА: thermo_1.jpg ( 77.59 килобайт ) Кол-во скачиваний: 637 Наша ласточка Сообщение отредактировал Route_66 - 24.9.2009, 0:50 |
|
|
22.8.2010, 19:11
Сообщение
#2
|
|
ПешеходЪ Группа: Жигулёнок Сообщений: 2 Регистрация: 6.4.2010 Пользователь №: 29709 Машина:ВАЗ-2106 Цвет:красный Год Выпуска: 2003 Спасибо сказали: 0 раз |
собрал схему на плате, подключил вместо штатного выключателя, прогрел двигатель, настроил порог срабатывания и все заработало. Из недостатков : при включении вентилятора были замечены частые кратковременные включения-выключения из-за просадки в цепи питания в момент пуска. В принципе можно немного доработать схему, добавив конденсатор в плечо "+" компаратора, но и так все работает замечательно.
Прикрепленные файлы
|
|
|
27.9.2010, 7:06
Сообщение
#3
|
|
Жигулеша Группа: Жигулисты Сообщений: 318 Регистрация: 9.10.2008 Из: Новосибирск Пользователь №: 5021 Машина:была ВАЗ-21063, теперь Хонда Мобилио Цвет:темно-бежевый Год Выпуска: 1991 Спасибо сказали: 1 раз |
Из недостатков : при включении вентилятора были замечены частые кратковременные включения-выключения из-за просадки в цепи питания в момент пуска. В принципе можно немного доработать схему, добавив конденсатор в плечо "+" компаратора, но и так все работает замечательно. А откуда берется напряжение для питания этой схемы? Вот мой опыт борьбы с таким колебательным режимом http://vaz-2106.ru/forum/index.php?act=fin...&pid=176236 |
|
|
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Текстовая версия | Сейчас: 17.6.2024, 0:04 |