IPB
Выберите регион:
Ваш номер:

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

> Электронный выключатель вентилятора, У кого накрылся датчик ТМ-108
Route_66
сообщение 21.9.2009, 17:10
Сообщение #1
Нет аватара


Отъявленный ЖигулистЪ
Иконка группы

Группа: Жигулисты
Имя: Олег
Сообщений: 8644
Регистрация: 21.7.2009
Из: Украина, Киев
Пользователь №: 16738
Машина:ВАЗ-2106
Цвет:Желтый
Год Выпуска: 1981
Спасибо сказали: 1819 раз



Тем, у кого вышел из строя биметаллический датчик включения вентилятора системы охлаждения, и кто не боится паяльника, рекомендую простенькую электронную схему. В отличие от широко известного решения с ручным включением вентилятора кнопкой из салона, она полноценно замещает сдохший датчик, при этом информация о температуре берется с датчика на блоке цилиндров. Себе такую приблуду сваял еще в 1990-м, и с тех пор она пока не напомнила о себе ничем плохим.

Прикрепленный файл  thermo.jpg ( 88.88 килобайт ) Кол-во скачиваний: 1440


Подстроечный резистор R2 ставим многооборотный: лучше всего старый, добрый СП5-2 или СП5-3. Иначе при регулировке будет очень трудно ловить порог, да и стабильность тоже получится не ахти. Компаратор 521СА3 (LM111/211/311) в корпусе TO-5 на сегодня найти проблематично, но при большом желании возможно. "Попсовый" аналог К554СА3 в корпусе DIP-14 не советовал бы: места на плате занимает много, да и уж больно похабно пластмасса, особенно совковая, себя ведет в подкапотных условиях (вибрация, влажность, термоциклы). В долговременной перспективе может весьма неприятно икнуться. В крайнем случае ставим LM393 (подключаем одну половинку), с учетом разницы в цоколевке. Транзистор VT1 тоже лучше в металле - что-то типа 2Т630 (КТ630), 2Т831 с любой буквой. В крайнем случае - КТ815, КТ817 и их производные (замечания по долговременной надежности те же). Диод VD1 - Д226, Д237 с любой буквой; попсовая замена - 1N4007.
Для размещения девайса покупаем реле сигналов РС528. Содержимое выкидываем, внутрь устанавливаем плату со схемой. Текстолитовую крышку реле с выводами не выбрасываем, а лепим нашу плату поверх нее вторым этажом!
Прикрепленный файл  01.jpg ( 42.68 килобайт ) Кол-во скачиваний: 707

Прикрепленный файл  02.jpg ( 89.31 килобайт ) Кол-во скачиваний: 468

Смонтированная приблуда крепится рядом с настоящим реле сигналов, на его же шпильке (под кронштейном бачка омывателя ветрового стекла).
Прикрепленный файл  03.jpg ( 88.83 килобайт ) Кол-во скачиваний: 458

Прикрепленный файл  04.jpg ( 87.06 килобайт ) Кол-во скачиваний: 547

Подключаем провода, согласно схеме. Заводим и прогреваем двигатель. Если все исправно, то крутим R2, пока вентилятор не начнет включаться при 92 °C (порог выключения при этом автоматически будет на 5 °C ниже). Если разница между порогами включения и выключения (гистерезис) почему-либо не устраивает, корректируем R5. При уменьшении R5 гистерезис увеличивается, и наоборот. Фиксируем R2 каплей нитрокраски или клея. Собранную и отрегулированную плату настоятельно рекомендую покрыть лаком.

P.S. Сорри, други мои! За давностью лет чуть было не запамятовал: все же 19 годков прошло sorry.gif.
Во избежание разбалансировки измерительного моста, вызываемой включением различных потребителей, обе ветви моста должны получать питание из одной точки. Поэтому "+" питания схемы лучше брать НЕ с клеммы "85" реле вентилятора РС527 (как показано на схеме вверху), а вот ОТСЮДА:
Прикрепленный файл  thermo_1.jpg ( 77.59 килобайт ) Кол-во скачиваний: 637


Наша ласточка

Сообщение отредактировал Route_66 - 24.9.2009, 0:50
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
 
Начать новую тему
Ответов
Господин поручик
сообщение 22.9.2009, 11:56
Сообщение #2
Нет аватара


.......придиратор.......
Иконка группы

Группа: V.I.P.
Имя: А. Николаевич
Сообщений: 30918
Регистрация: 26.12.2007
Из: Московская обл.
Пользователь №: 1911
Машина:21065 был
Цвет:зачотный
Год Выпуска: 330тыщ
Спасибо сказали: 2078 раз



Техзадание можно составить коллективным разумом. Для этого нужно вспомнить, что мы делаем, когда вдруг температура полезла в красную зону? Под подозрение сразу же попадают датчик включения вентилятора и реле (при наличие напряжения...естессно). Открыв капот для проверки, заодно смотрим уровень в расширительном бачке (проверяем наличие ОЖ) и щупаем патрубки радиатора на предмет их "горячести" и твердости (проверяем наличие циркуляции, тем самым -работоспособность термостата и помпы). Особо проницательные могут еще проверить натяжение ремня. Не скажу за всех, но лично я в эти минуты ни разу не задумывался о зазорах в подшипниках... о химсоставе и хар-ках ОЖ и др. малозначащих факторах. Мне достаточно моего алгоритма, чтобы диагностировать неисправность.
Исходя из этого видится мне такая картина-
- на указателе температуры должна быть лампочка, сигнализирующая о выходе за верхний расчетный режим датчика включения вентилятора
(красный сектор-это несерьезно...тем более. что указатель у многих стоит штатно и его плохо видно. Свой указатель я переставил в крайнее правое гнездо-прям перед глазами чтоб...)
-не откажусь я и от автоматического дублирующего включения вентилятора (как у автора темы). Только с условием обратной связи-должна быть контролька, чтоб я знал-вентилятор включился нештатно!
Дальше... ну... вижу я-нештатно включился вентиль, а лампочка перегрева всё горит и температура не спадает. Что делать? Нужно протестировать систему охлаждения по знакомому алгоритму, только не выходя из машины-нажимаем кнопочку ТЕСТ-и на табло загораются зелененькие лампочки:
-уровень в расширительном бачке в норме (от датчика уровня)
- циркуляция через радиатор идет (от датчика протока).
Кстати, датчик циркуляции можно сделать постоянно включенным-можно будет наблюдать за термостатом- как он работает, на каких температурах.
Вот...как-то так umnik2.gif
-
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Route_66
сообщение 23.9.2009, 14:26
Сообщение #3
Нет аватара


Отъявленный ЖигулистЪ
Иконка группы

Группа: Жигулисты
Имя: Олег
Сообщений: 8644
Регистрация: 21.7.2009
Из: Украина, Киев
Пользователь №: 16738
Машина:ВАЗ-2106
Цвет:Желтый
Год Выпуска: 1981
Спасибо сказали: 1819 раз



Цитата(Господин поручик @ 22.9.2009, 10:56) *
Техзадание можно составить коллективным разумом. Для этого нужно вспомнить, что мы делаем, когда вдруг температура полезла в красную зону? Под подозрение сразу же попадают датчик включения вентилятора и реле (при наличие напряжения...естессно). Открыв капот для проверки, заодно смотрим уровень в расширительном бачке (проверяем наличие ОЖ) и щупаем патрубки радиатора на предмет их "горячести" и твердости (проверяем наличие циркуляции, тем самым -работоспособность термостата и помпы). Особо проницательные могут еще проверить натяжение ремня. Не скажу за всех, но лично я в эти минуты ни разу не задумывался о зазорах в подшипниках... о химсоставе и хар-ках ОЖ и др. малозначащих факторах. Мне достаточно моего алгоритма, чтобы диагностировать неисправность.
Исходя из этого видится мне такая картина-
- на указателе температуры должна быть лампочка, сигнализирующая о выходе за верхний расчетный режим датчика включения вентилятора
(красный сектор-это несерьезно...тем более. что указатель у многих стоит штатно и его плохо видно. Свой указатель я переставил в крайнее правое гнездо-прям перед глазами чтоб...)
-не откажусь я и от автоматического дублирующего включения вентилятора (как у автора темы). Только с условием обратной связи-должна быть контролька, чтоб я знал-вентилятор включился нештатно!
Дальше... ну... вижу я-нештатно включился вентиль, а лампочка перегрева всё горит и температура не спадает. Что делать? Нужно протестировать систему охлаждения по знакомому алгоритму, только не выходя из машины-нажимаем кнопочку ТЕСТ-и на табло загораются зелененькие лампочки:
-уровень в расширительном бачке в норме (от датчика уровня)
- циркуляция через радиатор идет (от датчика протока).
Кстати, датчик циркуляции можно сделать постоянно включенным-можно будет наблюдать за термостатом- как он работает, на каких температурах.
Вот...как-то так umnik2.gif
-

На досуге слегка подумал, при этом возник ряд вопросов по проекту "КОСМОС" (Комплексная Оперативная Система Мониторинга Охлаждающей Системы"). Главным образом - касательно датчиков. Ну, немного не так хорошо у меня руки растут, чтобы на коленках творить конкурентоспособные датчики dntknw.gif . Не говоря уж о тех беднягах, которые повторять все это счастье возьмутся. А кустарно сварганенный датчик сам создаст намного больше проблем, чем сможет решить. Поэтому ориентироваться по максимуму придется на что-то готовое, широко доступное и недорогое.
1. Ну, насчет датчика уровня - это, вроде, разрешимо: уровень ведь количественно измерять не надо; тут, как в бачке тормозной жидкости, достаточно поплавка и пары контактов. Конечно, с поправкой: а) на температуру - градусов вплоть эдак до 110 с этим всем не должно ничего происходить на протяжении ряда лет (в идеале - сколько машина проживет); и б) на среду - горячий ТОСОЛ (этиленгликоль с букетом присадок) в смеси с водичкой; как нештатный, но учитываемый вариант - просто вода.
2. С датчиками температуры вопросов еще меньше: насовать во все интересующие места стоковые ТМ106 - и знай себе, опрашивай в свое удовольствие. Хоть по очереди, хоть все сразу. Основные расходы - токарю, который будет штуцеры варганить russian.gif .
3. Датчик давления. Здесь, насколько я понимаю, важно тоже отслеживать только падение давления ниже определенного минимума. А чему количественно должен быть равен этот минимум - у кого-то есть достоверные сведения? На своей машине разбирать и совать в разные места манометры как-то не очень хочется, а на чужой не дадут. sad.gif И чем его контролировать? Датчик ММ120 - тот, что в стоке ставят на лампочку давления масла, подойдет? В смысле порога срабатывания и того, что вместо масла в нем будет плескаться горячий ТОСОЛ с водой?
4. Датчик расхода. Здесь подумалось в сторону водопроводного счетчика (его, так сказать, гидромеханической части). Опять же - долговременная стойкость к ТОСОЛу при температуре свыше 90 - кто-нибудь проверял? И вторая проблема: данная байда, при нормальном исполнении, вроде как не самая дешевая sad.gif . Может, кто-то подскажет альтернативу?
5. Снять и обработать сигналы - при условии, что они соответствуют реальному положению вещей, - это как раз, задача далеко не самая сложная. Равно, как и реализовать эргономичный пользовательский интерфейс. Контроллеры, которые шутя справятся с такой задачкой, уже давно стОят дешевле семечек. Ну, в хорошем (не бытовом) исполнении - канистры бензина.

Сообщение отредактировал Route_66 - 23.9.2009, 14:44
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение

Сообщений в этой теме
- Route_66   Электронный выключатель вентилятора   21.9.2009, 17:10
- - NIKuS   имхо задумка неплохая :))) но... на скорости в 10...   21.9.2009, 17:31
|- - Route_66   Цитата(NIKuS @ 21.9.2009, 17:31) имхо зад...   21.9.2009, 17:44
- - Павлуха   Напряжение питание схемы нестабилизированное,не из...   21.9.2009, 18:20
|- - Route_66   Цитата(Павлуха @ 21.9.2009, 18:20) Напряж...   21.9.2009, 18:56
|- - Павлуха   Цитата(Route_66 @ 21.9.2009, 19:42) Я под...   21.9.2009, 18:56
|- - Route_66   Цитата(Павлуха @ 21.9.2009, 18:56) А у ко...   21.9.2009, 19:32
- - Господин поручик   Ребята...зрите в корень. Что нам предлагается? Вме...   21.9.2009, 18:23
|- - varvar-s   Цитата(Господин поручик @ 21.9.2009, 19:2...   21.9.2009, 19:52
- - Господин поручик   Это опять я... Я рад за автора, что у него все р...   21.9.2009, 21:18
|- - Route_66   Цитата(Господин поручик @ 21.9.2009, 20:1...   22.9.2009, 0:45
|- - varvar-s   Цитата(Господин поручик @ 21.9.2009, 22:1...   22.9.2009, 20:25
|- - Павлуха   Цитата(varvar-s @ 22.9.2009, 21:25) ...   22.9.2009, 21:02
||- - Route_66   Цитата(Павлуха @ 22.9.2009, 20:02) Цитата...   23.9.2009, 11:45
|- - Господин поручик   Цитата(varvar-s @ 22.9.2009, 21:25) ...   22.9.2009, 22:26
- - Господин поручик   Техзадание можно составить коллективным разумом. Д...   22.9.2009, 11:56
|- - Route_66   Цитата(Господин поручик @ 22.9.2009, 11:5...   22.9.2009, 12:08
|- - Route_66   Цитата(Господин поручик @ 22.9.2009, 10:5...   23.9.2009, 14:26
- - БлижнийСвет   1. Применяется на автомобилях 2108 и выше. На терм...   30.10.2009, 17:58
|- - COPK   везет Вам,у меня проблема работает двигатель венти...   1.8.2010, 16:33
|- - Warrior   Цитата(COPK @ 1.8.2010, 20:33) везет Вам,...   1.8.2010, 17:08
|- - vasenik   Цитата(COPK @ 1.8.2010, 15:33) везет Вам,...   4.8.2010, 12:44
|- - Сергей-43   Цитата(COPK @ 1.8.2010, 17:33) везет Вам,...   4.8.2010, 17:04
- - ROMAN KIROVOGRAD   Да, загадка, бывает же... Ставь на помпу крыльча...   1.8.2010, 18:41
|- - COPK   Цитата(ROMAN KIROVOGRAD @ 2.8.2010, 0:41)...   2.8.2010, 3:27
- - TheDrDisel   Идея с датчиком интересная, но самому мне такой сп...   3.8.2010, 13:06
- - kantengri   собрал схему на плате, подключил вместо штатного ...   22.8.2010, 19:11
|- - Павлуха   Цитата(kantengri @ 22.8.2010, 20:11) собр...   22.8.2010, 19:20
||- - kantengri   Цитата(Павлуха @ 22.8.2010, 19:20) Цитата...   23.8.2010, 7:40
|- - AVL   Цитата(kantengri @ 22.8.2010, 23:11) Из н...   27.9.2010, 7:06
- - eleg   я себе еще лет десять назад начал делать с шимом ...   13.11.2010, 0:18
- - nik57rus   Спасибо автору большое за схему, собрал работает, ...   27.4.2011, 18:28
- - KRANLOD   [/quote] А это что там на кронштейне бачка омыва...   26.6.2011, 23:42
- - romashanson   Route_66. Вас товарищ, за такие схемы на кол сажа...   1.12.2011, 21:01
- - sergadsl   Чето все так сложно У меня копеечный радиатор дума...   1.12.2011, 21:36
- - Ludvig   на картинке схема не может работать. если левые пл...   1.12.2011, 21:58
- - romashanson   Вот и у меня он не включился, при том что датчик с...   1.12.2011, 22:06
|- - sergadsl   Цитата(romashanson @ 1.12.2011, 21:06) Во...   1.12.2011, 22:11
|- - romashanson   Цитата(sergadsl @ 1.12.2011, 22:11) Цитат...   1.12.2011, 22:34
- - шеха   Я себе замутил схему с первой страницы.Подключил з...   13.4.2016, 22:29
- - Route_66   Цитата(KRANLOD @ 27.6.2011, 0:42) А эт...   24.10.2016, 2:10
- - Route_66   Цитата(romashanson @ 1.12.2011, 22:01) Ro...   24.10.2016, 3:16
- - ExL   У меня КТСЗ по гораздо более простой схеме, на лог...   24.10.2016, 9:20
- - ИванычЪ   Не понял , каким боком дискуссия на системы зажига...   24.10.2016, 9:46
- - Route_66   Спросил человек, чего там стоИт, судя по увиденном...   24.10.2016, 9:59
- - ИванычЪ   Цитата(Route_66 @ 24.10.2016, 9:59) Спрос...   24.10.2016, 12:04
- - Route_66   Бывает. Я тогда немного занят был, не заметил ))) ...   24.10.2016, 14:19


Ответить в данную темуНачать новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

RSS Текстовая версия Сейчас: 2.6.2024, 1:43