Электронный выключатель вентилятора, У кого накрылся датчик ТМ-108 |
|
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Электронный выключатель вентилятора, У кого накрылся датчик ТМ-108 |
21.9.2009, 17:10
Сообщение
#1
|
|
Отъявленный ЖигулистЪ Группа: Жигулисты Имя: Олег Сообщений: 8644 Регистрация: 21.7.2009 Из: Украина, Киев Пользователь №: 16738 Машина:ВАЗ-2106 Цвет:Желтый Год Выпуска: 1981 Спасибо сказали: 1819 раз |
Тем, у кого вышел из строя биметаллический датчик включения вентилятора системы охлаждения, и кто не боится паяльника, рекомендую простенькую электронную схему. В отличие от широко известного решения с ручным включением вентилятора кнопкой из салона, она полноценно замещает сдохший датчик, при этом информация о температуре берется с датчика на блоке цилиндров. Себе такую приблуду сваял еще в 1990-м, и с тех пор она пока не напомнила о себе ничем плохим.
thermo.jpg ( 88.88 килобайт ) Кол-во скачиваний: 1440 Подстроечный резистор R2 ставим многооборотный: лучше всего старый, добрый СП5-2 или СП5-3. Иначе при регулировке будет очень трудно ловить порог, да и стабильность тоже получится не ахти. Компаратор 521СА3 (LM111/211/311) в корпусе TO-5 на сегодня найти проблематично, но при большом желании возможно. "Попсовый" аналог К554СА3 в корпусе DIP-14 не советовал бы: места на плате занимает много, да и уж больно похабно пластмасса, особенно совковая, себя ведет в подкапотных условиях (вибрация, влажность, термоциклы). В долговременной перспективе может весьма неприятно икнуться. В крайнем случае ставим LM393 (подключаем одну половинку), с учетом разницы в цоколевке. Транзистор VT1 тоже лучше в металле - что-то типа 2Т630 (КТ630), 2Т831 с любой буквой. В крайнем случае - КТ815, КТ817 и их производные (замечания по долговременной надежности те же). Диод VD1 - Д226, Д237 с любой буквой; попсовая замена - 1N4007. Для размещения девайса покупаем реле сигналов РС528. Содержимое выкидываем, внутрь устанавливаем плату со схемой. Текстолитовую крышку реле с выводами не выбрасываем, а лепим нашу плату поверх нее вторым этажом! 01.jpg ( 42.68 килобайт ) Кол-во скачиваний: 707 02.jpg ( 89.31 килобайт ) Кол-во скачиваний: 468 Смонтированная приблуда крепится рядом с настоящим реле сигналов, на его же шпильке (под кронштейном бачка омывателя ветрового стекла). 03.jpg ( 88.83 килобайт ) Кол-во скачиваний: 458 04.jpg ( 87.06 килобайт ) Кол-во скачиваний: 547 Подключаем провода, согласно схеме. Заводим и прогреваем двигатель. Если все исправно, то крутим R2, пока вентилятор не начнет включаться при 92 °C (порог выключения при этом автоматически будет на 5 °C ниже). Если разница между порогами включения и выключения (гистерезис) почему-либо не устраивает, корректируем R5. При уменьшении R5 гистерезис увеличивается, и наоборот. Фиксируем R2 каплей нитрокраски или клея. Собранную и отрегулированную плату настоятельно рекомендую покрыть лаком. P.S. Сорри, други мои! За давностью лет чуть было не запамятовал: все же 19 годков прошло . Во избежание разбалансировки измерительного моста, вызываемой включением различных потребителей, обе ветви моста должны получать питание из одной точки. Поэтому "+" питания схемы лучше брать НЕ с клеммы "85" реле вентилятора РС527 (как показано на схеме вверху), а вот ОТСЮДА: thermo_1.jpg ( 77.59 килобайт ) Кол-во скачиваний: 637 Наша ласточка Сообщение отредактировал Route_66 - 24.9.2009, 0:50 |
|
|
22.9.2009, 11:56
Сообщение
#2
|
|
.......придиратор....... Группа: V.I.P. Имя: А. Николаевич Сообщений: 30918 Регистрация: 26.12.2007 Из: Московская обл. Пользователь №: 1911 Машина:21065 был Цвет:зачотный Год Выпуска: 330тыщ Спасибо сказали: 2078 раз |
Техзадание можно составить коллективным разумом. Для этого нужно вспомнить, что мы делаем, когда вдруг температура полезла в красную зону? Под подозрение сразу же попадают датчик включения вентилятора и реле (при наличие напряжения...естессно). Открыв капот для проверки, заодно смотрим уровень в расширительном бачке (проверяем наличие ОЖ) и щупаем патрубки радиатора на предмет их "горячести" и твердости (проверяем наличие циркуляции, тем самым -работоспособность термостата и помпы). Особо проницательные могут еще проверить натяжение ремня. Не скажу за всех, но лично я в эти минуты ни разу не задумывался о зазорах в подшипниках... о химсоставе и хар-ках ОЖ и др. малозначащих факторах. Мне достаточно моего алгоритма, чтобы диагностировать неисправность.
Исходя из этого видится мне такая картина- - на указателе температуры должна быть лампочка, сигнализирующая о выходе за верхний расчетный режим датчика включения вентилятора (красный сектор-это несерьезно...тем более. что указатель у многих стоит штатно и его плохо видно. Свой указатель я переставил в крайнее правое гнездо-прям перед глазами чтоб...) -не откажусь я и от автоматического дублирующего включения вентилятора (как у автора темы). Только с условием обратной связи-должна быть контролька, чтоб я знал-вентилятор включился нештатно! Дальше... ну... вижу я-нештатно включился вентиль, а лампочка перегрева всё горит и температура не спадает. Что делать? Нужно протестировать систему охлаждения по знакомому алгоритму, только не выходя из машины-нажимаем кнопочку ТЕСТ-и на табло загораются зелененькие лампочки: -уровень в расширительном бачке в норме (от датчика уровня) - циркуляция через радиатор идет (от датчика протока). Кстати, датчик циркуляции можно сделать постоянно включенным-можно будет наблюдать за термостатом- как он работает, на каких температурах. Вот...как-то так - |
|
|
23.9.2009, 14:26
Сообщение
#3
|
|
Отъявленный ЖигулистЪ Группа: Жигулисты Имя: Олег Сообщений: 8644 Регистрация: 21.7.2009 Из: Украина, Киев Пользователь №: 16738 Машина:ВАЗ-2106 Цвет:Желтый Год Выпуска: 1981 Спасибо сказали: 1819 раз |
Техзадание можно составить коллективным разумом. Для этого нужно вспомнить, что мы делаем, когда вдруг температура полезла в красную зону? Под подозрение сразу же попадают датчик включения вентилятора и реле (при наличие напряжения...естессно). Открыв капот для проверки, заодно смотрим уровень в расширительном бачке (проверяем наличие ОЖ) и щупаем патрубки радиатора на предмет их "горячести" и твердости (проверяем наличие циркуляции, тем самым -работоспособность термостата и помпы). Особо проницательные могут еще проверить натяжение ремня. Не скажу за всех, но лично я в эти минуты ни разу не задумывался о зазорах в подшипниках... о химсоставе и хар-ках ОЖ и др. малозначащих факторах. Мне достаточно моего алгоритма, чтобы диагностировать неисправность. Исходя из этого видится мне такая картина- - на указателе температуры должна быть лампочка, сигнализирующая о выходе за верхний расчетный режим датчика включения вентилятора (красный сектор-это несерьезно...тем более. что указатель у многих стоит штатно и его плохо видно. Свой указатель я переставил в крайнее правое гнездо-прям перед глазами чтоб...) -не откажусь я и от автоматического дублирующего включения вентилятора (как у автора темы). Только с условием обратной связи-должна быть контролька, чтоб я знал-вентилятор включился нештатно! Дальше... ну... вижу я-нештатно включился вентиль, а лампочка перегрева всё горит и температура не спадает. Что делать? Нужно протестировать систему охлаждения по знакомому алгоритму, только не выходя из машины-нажимаем кнопочку ТЕСТ-и на табло загораются зелененькие лампочки: -уровень в расширительном бачке в норме (от датчика уровня) - циркуляция через радиатор идет (от датчика протока). Кстати, датчик циркуляции можно сделать постоянно включенным-можно будет наблюдать за термостатом- как он работает, на каких температурах. Вот...как-то так - На досуге слегка подумал, при этом возник ряд вопросов по проекту "КОСМОС" (Комплексная Оперативная Система Мониторинга Охлаждающей Системы"). Главным образом - касательно датчиков. Ну, немного не так хорошо у меня руки растут, чтобы на коленках творить конкурентоспособные датчики . Не говоря уж о тех беднягах, которые повторять все это счастье возьмутся. А кустарно сварганенный датчик сам создаст намного больше проблем, чем сможет решить. Поэтому ориентироваться по максимуму придется на что-то готовое, широко доступное и недорогое. 1. Ну, насчет датчика уровня - это, вроде, разрешимо: уровень ведь количественно измерять не надо; тут, как в бачке тормозной жидкости, достаточно поплавка и пары контактов. Конечно, с поправкой: а) на температуру - градусов вплоть эдак до 110 с этим всем не должно ничего происходить на протяжении ряда лет (в идеале - сколько машина проживет); и б) на среду - горячий ТОСОЛ (этиленгликоль с букетом присадок) в смеси с водичкой; как нештатный, но учитываемый вариант - просто вода. 2. С датчиками температуры вопросов еще меньше: насовать во все интересующие места стоковые ТМ106 - и знай себе, опрашивай в свое удовольствие. Хоть по очереди, хоть все сразу. Основные расходы - токарю, который будет штуцеры варганить . 3. Датчик давления. Здесь, насколько я понимаю, важно тоже отслеживать только падение давления ниже определенного минимума. А чему количественно должен быть равен этот минимум - у кого-то есть достоверные сведения? На своей машине разбирать и совать в разные места манометры как-то не очень хочется, а на чужой не дадут. И чем его контролировать? Датчик ММ120 - тот, что в стоке ставят на лампочку давления масла, подойдет? В смысле порога срабатывания и того, что вместо масла в нем будет плескаться горячий ТОСОЛ с водой? 4. Датчик расхода. Здесь подумалось в сторону водопроводного счетчика (его, так сказать, гидромеханической части). Опять же - долговременная стойкость к ТОСОЛу при температуре свыше 90 - кто-нибудь проверял? И вторая проблема: данная байда, при нормальном исполнении, вроде как не самая дешевая . Может, кто-то подскажет альтернативу? 5. Снять и обработать сигналы - при условии, что они соответствуют реальному положению вещей, - это как раз, задача далеко не самая сложная. Равно, как и реализовать эргономичный пользовательский интерфейс. Контроллеры, которые шутя справятся с такой задачкой, уже давно стОят дешевле семечек. Ну, в хорошем (не бытовом) исполнении - канистры бензина. Сообщение отредактировал Route_66 - 23.9.2009, 14:44 |
|
|
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Текстовая версия | Сейчас: 2.6.2024, 1:43 |