IPB
Выберите регион:
Ваш номер:

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

> Две скорости вентилятора охлаждения
Faust3000
сообщение 24.7.2018, 6:17
Сообщение #1
Нет аватара


Жигулеша
Иконка группы

Группа: Жигулисты
Сообщений: 490
Регистрация: 6.9.2016
Из: Ростов-на-Дону
Пользователь №: 96598
Машина:ВАЗ 2106-1
Цвет:Гранат
Год Выпуска: 1993
Спасибо сказали: 9 раз



Буду делать двухскоростное управление вентилятором охлаждения на двухрежимном датчике температуры и резисторе от Волги. Порог срабатывания первого режима 87 градусов - минимальная скорость, второй режим 97 градусов - максимальная скорость. Принудительно включение с кнопки в салоне остаётся на случай поломки датчика. Набросал схему. Правильно ли выполнено подключение, или придётся ставить второе реле для второй скорости?
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
2 страниц V   1 2 >  
Начать новую тему
Ответов (1 - 23)
Tolik2402
сообщение 24.7.2018, 8:11
Сообщение #2
Нет аватара


Отъявленный ЖигулистЪ
Иконка группы

Группа: Жигулисты
Имя: Анатолий
Сообщений: 4050
Регистрация: 5.2.2010
Из: Украина г. Кременчуг
Пользователь №: 26309
Машина:ВАЗ-21070
Цвет:Красный
Год Выпуска: 2004
Спасибо сказали: 661 раз



что то я из твоей схемы не понял зачем ты катушку реле через резистор включил.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Route_66
сообщение 24.7.2018, 11:30
Сообщение #3
Нет аватара


Отъявленный ЖигулистЪ
Иконка группы

Группа: Жигулисты
Имя: Олег
Сообщений: 8644
Регистрация: 21.7.2009
Из: Украина, Киев
Пользователь №: 16738
Машина:ВАЗ-2106
Цвет:Желтый
Год Выпуска: 1981
Спасибо сказали: 1819 раз



Ща чуть позанудствую.
1. Второе реле надо поставить, ИМХО. Которое будет резистор шунтировать. Ибо негоже токи в 15 ампер гонять через контакты датчика.
2. Резистор для снижения скорости при таком токе - не лучшее решение. Будет сильно греться. Как вариант, можно поискать схему с применением ШИМ. Тогда регулировку можно будет сделать вообще плавной (бесступенчатой), а КПД такого регулятора, при грамотной реализации, получится близким к 100%.
3. Реле через резистор срабатывать будет, т.к. сопротивление резистора пренебрежимо мало, по сравнению с сопротивлением обмотки реле.
4. А зачем вообще 2 скорости? При исправном термостате и с одной вся система терморегулирования прекрасно работает. А то можно еще какой-нить регулируемый диффузор поставить перед радиатором - пущай он скорость входящего потока регулирует на ходу. Как воздухозаборник у сверхзвукового самолета ))
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Faust3000
сообщение 24.7.2018, 11:49
Сообщение #4
Нет аватара


Жигулеша
Иконка группы

Группа: Жигулисты
Сообщений: 490
Регистрация: 6.9.2016
Из: Ростов-на-Дону
Пользователь №: 96598
Машина:ВАЗ 2106-1
Цвет:Гранат
Год Выпуска: 1993
Спасибо сказали: 9 раз



Tolik2402, это пробная схема, на Драйве подобная часто встречается.
Route_66, покупать решение на ШИМ дорогое удовольствие, хотел взять Борей, но за этот самопал хотят несоизмеримо много денег, а схема с резистором прекрасно работает штатно на Шевике и Калине, просто сопротивление нужно установить на корпусе вентилятора для обдува.
В моём регионе утром +25, а стоит выехать и встать на светофоре, включается вентилятор, при этом давая огромную нагрузку, то же самое и вечером, плюс ещё габариты и свет. На минимальной скорости вентилятор будет крутиться часто но не напрягая сеть.
А чем плоха схема без вторго реле? Сейчас же ток вентилятора проходит через датчик.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Festival58
сообщение 24.7.2018, 12:01
Сообщение #5
Нет аватара


Отъявленный ЖигулистЪ
Иконка группы

Группа: Жигулисты
Имя: Артём
Сообщений: 4345
Регистрация: 18.1.2014
Из: Пенза
Пользователь №: 86110
Машина:2115
Цвет:Нефертити
Год Выпуска: 2006
Спасибо сказали: 532 раза



Faust3000 а оно все зачем smile3.gif
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Господин поручик
сообщение 24.7.2018, 12:24
Сообщение #6
Нет аватара


.......придиратор.......
Иконка группы

Группа: V.I.P.
Имя: А. Николаевич
Сообщений: 30953
Регистрация: 26.12.2007
Из: Московская обл.
Пользователь №: 1911
Машина:21065 был
Цвет:зачотный
Год Выпуска: 330тыщ
Спасибо сказали: 2081 раз



Цитата(Faust3000 @ 24.7.2018, 10:49) *
На минимальной скорости вентилятор будет крутиться часто но не напрягая сеть.


А разве греющийся при этом резистор не напрягает сеть? По-моему нагрузка на нее будет ровно такая жэ...не?
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Route_66
сообщение 24.7.2018, 12:41
Сообщение #7
Нет аватара


Отъявленный ЖигулистЪ
Иконка группы

Группа: Жигулисты
Имя: Олег
Сообщений: 8644
Регистрация: 21.7.2009
Из: Украина, Киев
Пользователь №: 16738
Машина:ВАЗ-2106
Цвет:Желтый
Год Выпуска: 1981
Спасибо сказали: 1819 раз



Цитата(Господин поручик @ 24.7.2018, 12:24) *
А разве греющийся при этом резистор не напрягает сеть? По-моему нагрузка на нее будет ровно такая жэ...не?

Нагрузка будет несколько меньше. За счет того, что резистор уменьшает ток в цепи. Но вот КПД у этого девайса...

Faust3000
, Если датчик действительно рассчитан на полный ток вентилятора (80 А при пуске и 15 А при работе) - тогда можно и без второго реле. Хотя себе так делать я бы не рисковал.

Полезно также посмотреть, как это сделано на "Волге", и почитать форумы волговодов - насколько хорошо это работает у них. Если там действительно все хорошо и надежно - тогда можно ваять.

Сообщение отредактировал Route_66 - 24.7.2018, 12:43
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Господин поручик
сообщение 24.7.2018, 12:45
Сообщение #8
Нет аватара


.......придиратор.......
Иконка группы

Группа: V.I.P.
Имя: А. Николаевич
Сообщений: 30953
Регистрация: 26.12.2007
Из: Московская обл.
Пользователь №: 1911
Машина:21065 был
Цвет:зачотный
Год Выпуска: 330тыщ
Спасибо сказали: 2081 раз



Цитата(Route_66 @ 24.7.2018, 11:41) *
Нагрузка будет несколько меньше. За счет того, что резистор уменьшает ток в цепи.


Уменьшает ток в цепи вентилятора..эт понятно. А куда оставшийся ток девается? Он же на самом резисторе ведь и протекает? Ток резистора +ток вентиля на сниженной = ток вентиля на полной скорости...не?
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Route_66
сообщение 24.7.2018, 12:50
Сообщение #9
Нет аватара


Отъявленный ЖигулистЪ
Иконка группы

Группа: Жигулисты
Имя: Олег
Сообщений: 8644
Регистрация: 21.7.2009
Из: Украина, Киев
Пользователь №: 16738
Машина:ВАЗ-2106
Цвет:Желтый
Год Выпуска: 1981
Спасибо сказали: 1819 раз



Цитата(Господин поручик @ 24.7.2018, 12:45) *
Уменьшает ток в цепи вентилятора..эт понятно. А куда оставшийся ток девается? Он же на самом резисторе ведь и протекает? Ток резистора +ток вентиля на сниженной = ток вентиля на полной скорости...не?

Закон Ома:
I = U/R. Здесь мы за счет дополнительного резистора увеличиваем R. Соответственно, уменьшается I.


Спасибо сказали:
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Господин поручик
сообщение 24.7.2018, 13:09
Сообщение #10
Нет аватара


.......придиратор.......
Иконка группы

Группа: V.I.P.
Имя: А. Николаевич
Сообщений: 30953
Регистрация: 26.12.2007
Из: Московская обл.
Пользователь №: 1911
Машина:21065 был
Цвет:зачотный
Год Выпуска: 330тыщ
Спасибо сказали: 2081 раз



как всё сложно... Резистор последовательно с вентилем, да? И какая же на нем мощность будет выделяться? А на вентиле? А какое напряжение при этом на вентиле? чото я запутался..знаю одно-мощность на резисторе , все эти ватты расходуются зря ...но эт фих с ним. Надо же эти ватты получить от сети!! Где ж тут снижение нагрузки? х.з.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Route_66
сообщение 24.7.2018, 13:41
Сообщение #11
Нет аватара


Отъявленный ЖигулистЪ
Иконка группы

Группа: Жигулисты
Имя: Олег
Сообщений: 8644
Регистрация: 21.7.2009
Из: Украина, Киев
Пользователь №: 16738
Машина:ВАЗ-2106
Цвет:Желтый
Год Выпуска: 1981
Спасибо сказали: 1819 раз



Цитата(Господин поручик @ 24.7.2018, 13:09) *
как всё сложно... Резистор последовательно с вентилем, да? И какая же на нем мощность будет выделяться? А на вентиле? А какое напряжение при этом на вентиле? чото я запутался..знаю одно-мощность на резисторе , все эти ватты расходуются зря ...но эт фих с ним. Надо же эти ватты получить от сети!! Где ж тут снижение нагрузки? х.з.

Предположим, что сопротивление вентилятора равно 1 Ом. Напряжение в бортсети 14 В. Тогда сила тока в цепи будет:

I = U/Rвент = 14/1 = 14 A.

Теперь включим последовательно с вентилятором резистор. Для простоты примем его величину тоже 1 Ом. В результате общее сопротивление нагрузки станет R = (Rвент + Rдоп) = 2 Ом. А ток в цепи тепрь будет:

I = U/(Rвент + Rдоп) = 14/(1+1) = 7 A.

Т.е., в 2 раза меньше. Все хорошо. Общая мощность в цепи уменьшится в 2 раза. Только вот половина этой уменьшившейся мощности уйдет на нагрев разистора. И только вторая половина - на вращение вентилятора.

Сообщение отредактировал Route_66 - 24.7.2018, 13:42


Спасибо сказали:
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Faust3000
сообщение 24.7.2018, 13:56
Сообщение #12
Нет аватара


Жигулеша
Иконка группы

Группа: Жигулисты
Сообщений: 490
Регистрация: 6.9.2016
Из: Ростов-на-Дону
Пользователь №: 96598
Машина:ВАЗ 2106-1
Цвет:Гранат
Год Выпуска: 1993
Спасибо сказали: 9 раз



Господин поручик,
https://www.drive2.ru/l/6885507/
https://www.drive2.ru/l/3607571/
https://www.drive2.ru/c/582231/
https://www.drive2.ru/c/800664/
https://www.drive2.com/l/475537130819420474/

Route_66, нигде не нашёл спецификацию по этому датчику. Проще поставить реле для минимальной скорости. Я так понимаю, нужно просто запараллелить второй минус на вентилятор, а резистор в разрыв 30-го контакта нового реле и доп. минусом на вентилятор?


Сообщение отредактировал Faust3000 - 24.7.2018, 14:00


Спасибо сказали:
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Route_66
сообщение 24.7.2018, 14:14
Сообщение #13
Нет аватара


Отъявленный ЖигулистЪ
Иконка группы

Группа: Жигулисты
Имя: Олег
Сообщений: 8644
Регистрация: 21.7.2009
Из: Украина, Киев
Пользователь №: 16738
Машина:ВАЗ-2106
Цвет:Желтый
Год Выпуска: 1981
Спасибо сказали: 1819 раз



Нет, немного не так. Минус вентилятора включаем прямо на массу. А второе реле - аналогично первому. Только обмотку его подключаем к правому выводу датчика, а в цепь контактов включаем резистор. Нарисовать сейчас не могу, занят. Но надеюсь, что понятно.

Ой, нет. Все равно ерунда получится. Чуть освобожусь - подумаю спокойно и нарисую. Извини, сейчас бежать надо.

Сообщение отредактировал Route_66 - 24.7.2018, 14:17
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Festival58
сообщение 24.7.2018, 17:07
Сообщение #14
Нет аватара


Отъявленный ЖигулистЪ
Иконка группы

Группа: Жигулисты
Имя: Артём
Сообщений: 4345
Регистрация: 18.1.2014
Из: Пенза
Пользователь №: 86110
Машина:2115
Цвет:Нефертити
Год Выпуска: 2006
Спасибо сказали: 532 раза



Я тут как то думал про шим для печки...
Дело хозяйское но потери на шиме меньше таки чем с резистором и прочим...хз
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Route_66
сообщение 24.7.2018, 17:44
Сообщение #15
Нет аватара


Отъявленный ЖигулистЪ
Иконка группы

Группа: Жигулисты
Имя: Олег
Сообщений: 8644
Регистрация: 21.7.2009
Из: Украина, Киев
Пользователь №: 16738
Машина:ВАЗ-2106
Цвет:Желтый
Год Выпуска: 1981
Спасибо сказали: 1819 раз



Вот. Как-то так, ИМХО. Вроде бы, должно работать.
Извини за корявость, некогда вырисовывать красиво.


Сообщение отредактировал Route_66 - 24.7.2018, 17:46


Спасибо сказали:
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Faust3000
сообщение 24.7.2018, 22:58
Сообщение #16
Нет аватара


Жигулеша
Иконка группы

Группа: Жигулисты
Сообщений: 490
Регистрация: 6.9.2016
Из: Ростов-на-Дону
Пользователь №: 96598
Машина:ВАЗ 2106-1
Цвет:Гранат
Год Выпуска: 1993
Спасибо сказали: 9 раз



Что-то я не понял. Предохранитель на 16А, это стандартный пред в блоке, питающий вентилятор? Что за элементы К1 и К2 дублирующиеся?
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Route_66
сообщение 24.7.2018, 23:06
Сообщение #17
Нет аватара


Отъявленный ЖигулистЪ
Иконка группы

Группа: Жигулисты
Имя: Олег
Сообщений: 8644
Регистрация: 21.7.2009
Из: Украина, Киев
Пользователь №: 16738
Машина:ВАЗ-2106
Цвет:Желтый
Год Выпуска: 1981
Спасибо сказали: 1819 раз



Цитата(Faust3000 @ 24.7.2018, 22:58) *
Что-то я не понял. Предохранитель на 16А, это стандартный пред в блоке, питающий вентилятор? Что за элементы К1 и К2 дублирующиеся?

Да. Это стандартный предохнанитель в блоке. Элементы К1 и К2 - это 2 реле. К1 включает вентилятор на большую скорость (напрямую), а К2 - на малую (через резистор). К1 и К2 - это обмотки этих реле (выводы 86/87), а К1.1 и К2.1 - их контакты (выводы 30/87).
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Faust3000
сообщение 25.7.2018, 12:42
Сообщение #18
Нет аватара


Жигулеша
Иконка группы

Группа: Жигулисты
Сообщений: 490
Регистрация: 6.9.2016
Из: Ростов-на-Дону
Пользователь №: 96598
Машина:ВАЗ 2106-1
Цвет:Гранат
Год Выпуска: 1993
Спасибо сказали: 9 раз



Route_66, если я правильно понял, то должно получиться вот так:

Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Route_66
сообщение 25.7.2018, 12:48
Сообщение #19
Нет аватара


Отъявленный ЖигулистЪ
Иконка группы

Группа: Жигулисты
Имя: Олег
Сообщений: 8644
Регистрация: 21.7.2009
Из: Украина, Киев
Пользователь №: 16738
Машина:ВАЗ-2106
Цвет:Желтый
Год Выпуска: 1981
Спасибо сказали: 1819 раз



Воистину так точно, сэр! ))
Отпишись, как соберешь smile3.gif

Сообщение отредактировал Route_66 - 25.7.2018, 13:00
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Faust3000
сообщение 25.7.2018, 13:03
Сообщение #20
Нет аватара


Жигулеша
Иконка группы

Группа: Жигулисты
Сообщений: 490
Регистрация: 6.9.2016
Из: Ростов-на-Дону
Пользователь №: 96598
Машина:ВАЗ 2106-1
Цвет:Гранат
Год Выпуска: 1993
Спасибо сказали: 9 раз



Ок. Соберу, поезжу пару дней, и опишу впечатления.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
payalnikk
сообщение 25.7.2018, 18:39
Сообщение #21
Нет аватара


___«Carabinieri»___
Иконка группы

Группа: СуперЖигуляторы
Имя: Александр
Сообщений: 7790
Регистрация: 5.3.2010
Из: Украина, Кривой Рог
Пользователь №: 27856
Машина:VW T3, Калина универсал
Цвет:серо-голубой/серебристый мет.
Год Выпуска: 1987/2008
Спасибо сказали: 1547 раз



Цитата(Faust3000 @ 25.7.2018, 11:42) *
должно получиться вот так..

В одном месте чуть чуть не так. Правильнее будет:


Спасибо сказали:
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Faust3000
сообщение 25.7.2018, 21:26
Сообщение #22
Нет аватара


Жигулеша
Иконка группы

Группа: Жигулисты
Сообщений: 490
Регистрация: 6.9.2016
Из: Ростов-на-Дону
Пользователь №: 96598
Машина:ВАЗ 2106-1
Цвет:Гранат
Год Выпуска: 1993
Спасибо сказали: 9 раз



Да, просто в проге нашёл только такой переключатель близкий к необходимому.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Route_66
сообщение 25.7.2018, 22:35
Сообщение #23
Нет аватара


Отъявленный ЖигулистЪ
Иконка группы

Группа: Жигулисты
Имя: Олег
Сообщений: 8644
Регистрация: 21.7.2009
Из: Украина, Киев
Пользователь №: 16738
Машина:ВАЗ-2106
Цвет:Желтый
Год Выпуска: 1981
Спасибо сказали: 1819 раз



payalnikk, спасибо за уточнение! smile3.gif
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Faust3000
сообщение 30.6.2019, 11:47
Сообщение #24
Нет аватара


Жигулеша
Иконка группы

Группа: Жигулисты
Сообщений: 490
Регистрация: 6.9.2016
Из: Ростов-на-Дону
Пользователь №: 96598
Машина:ВАЗ 2106-1
Цвет:Гранат
Год Выпуска: 1993
Спасибо сказали: 9 раз



Ну что, друзья, проездил с данной схемой и зиму и весну и часть лета. Теперь впечатления (напомню, что система охлаждения у меня переделана на основе Шнивовского термостата). Зимой первая скорость вентилятора практически не включалась, только в особо затяжных пробках, а прошлая зима (2018-2019) в Ростове была довольно тёплая. Весной вентилятор включался уже почаще, но тоже в основном в пробках и затяжных подъёмах. Летом же ситуация изменилась кардинально. Стоит проехать минут пятнадцать-двадцать, включается первая скорость и вентилятор держит стабильную температуру но не выключается, выключение происходит только если начать движение 45-50 км/ч. Вторая скорость включалась только при подъёмах около километра на второй передаче, и в пробках пару раз, когда температура за окном была около сорока градусов.
Самое главное, удалось снизить нагрузку на генератор. Первая скорость потребляет чуть меньше чем включённый ближний, а когда включалась вторая скорость холостые проседали очень заметно, аж отвык от этого. Плюс, первая скорость работает бесшумно, в движении и на холостых не слышно воообще, вентилятор даёт о себе знать только лампой индикации. Ну и снижается расход топлива немного.
В общем, для тех кто живёт на юге, схема однозначно будет полезна.
P.S.: Не покупайте реле фирмы "Согдиана", это дичайший контрафакт, катушке просто не хватает силы притянуть контакты, хотя сопротивление в норме. Причем проявляется это постоянно и непредсказуемо. Стояло такое реле на первой скорости, и проехал около 100 км как на стандартном датчике с одной скоростью, второй. Из-за того что реле просто не замыкалось на первую скорость. А зимой однажды встал в городе из-за отказа бензонасоса в движении, но после небольшой остановки он снова заработал. Тогда была неясна причина проблемы, но теперь после таких же проблем с первой скоростью, стало ясно что виновата гребаная "Согдиана" (на эбн стояло такое же реле).


Спасибо сказали:
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение

2 страниц V   1 2 >
Ответить в данную темуНачать новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

RSS Текстовая версия Сейчас: 21.12.2025, 12:33